Официальным годом рождения металлургии алюминия считается 1886, с тех пор как два независимых друг от друга ученых Эру (Франция) и Холл (США) изобрели и запатентовали новый электрохимический способ промышленного производства алюминия.
Первая же технология выработки металлического алюминия была описана Эрстедом еще в 1825г., а позднее реализована на практике во Франции в 1854. Но данный химический способ оказался весьма сложным и нерентабельным в рамках промышленного производства. Достаточно упомянуть, что за 35 лет на его основе было получено не более чем 200т. алюминия.
С этого дня начался постепенный рост популярности и расширения спектра сфер использования материала. Алюминиевая тема приобрела особую актуальность после первой мировой войны, а в современном мире этот материал занимает первое место среди цветных металлов и по объему производства уступает только лишь стали. Стоит сказать, что на данный момент мировое производство алюминия превышает отметку 20 млн. т. в год.
В строительстве алюминий стали применять только чрез десять лет после разработки электрохимического способа его производства. Это купол церкви Сан-Джиакино в Риме, которой в 1897 г. впервые был покрыт алюминиевыми листами. По версии многих историков, строители приняли это решение совершенно случайно, из-за отсутствия под рукой традиционных материалов кровли, таких как медь, цинк или свинец.
Были и другие варианты использования материала, как например, в декоративных карнизах многоэтажных жилых домов Канады. Но их не афишировали в газетах, и поэтому об упомянутых конструкциях едва ли кто знал бы сегодня, если бы ни «его величество господин случай». В 50-гг состоялся ремонт алюминиевой кровли, простоявшей более полувека. Мастера были приятно удивлены, насколько хорошо крыша сохранилась, не считая тех мест, где стальные гвозди крепили ее к обрешетке. Будь крепеж оцинкованным, и никто бы, наверное, никогда не узнал об алюминиевом наследии крыш «Вечного города».
Вплоть до конца 40-х гг. XX в. алюминий оставался невостребованным в строительной сфере материалом. Зато прочно вошел в индустрию авиастроения, за что и получил название «крылатого металла». Ситуация коренным образом изменилась после второй моровой войны. Строительная сфера выдвигается в ряды основных потребителей алюминия.
Сегодня доля алюминиевых конструкций в мировом объеме потребления не превышает объема стальных. Хотя по многим позициям, таким, к примеру, как оконные рамы, обшивки стен, вентилируемые фасады этот показатель для алюминия превышает в несколько раз подобные показатели, рассчитанные для других традиционных используемых материалов.
В Советском союзе материал стал широко использоваться с 1957 при создании первого специального департамента по разработке алюминиевых конструкций с экспериментальной базой. Хотя производство алюминия не носило массового характера, за 60гг. было создано несколько знаковых проектов, которые и привели к дальнейшему бурному развитию алюминиевой промышленности. Такими проектами явились Останкинская телевизионная башня, Кремлевский Дворец Съездов, архитектурный ансамбль Всесоюзного Института Сплавов, элементы Серпуховской научно-физической лаборатории и др.
Интерес представляет и динамика развития стоимости материала на протяжении столетий. Если в 1825г. алюминий был в 1500 раза дороже железа, то сегодня – лишь втрое. Сравнивая со сталью, можно сделать вывод, что нержавеющая сталь превосходит алюминий в цене, а простая углеродистая уступает. Рассматривая же показатель стоимости алюминиевых и стальных изделий с учетом их массы и относительной устойчивости к коррозии, можно утверждать, что со временем стало значительно выгоднее использовать алюминий, а не сталь.